МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

.

Московский Кремль — самая древняя заповедная московская земля, исторический и градостроительный центр Москвы. В наши дни Кремль — символ нового пути, по которому идет человечество. Он олицетворяет всю нашу Отчизну. В Кремле работают Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР, собираются съезды Коммунистической партии Советского Союза, созываются сессии Верховного Совета СССР и РСФСР. В Кремле жил и работал В. И. Ленин.
Кремль вместе с тем уникальная художественная сокровищница страны, где сосредоточено множество первоклассных памятников истории и культуры. Неповторимый архитектурный ансамбль Кремля входит в число наиболее известных и прославленных.


Расположенный на высоком левом берегу Москвы-реки, Кремль с самого начала, относящегося к легендарным долетописным временам, был крепостью, защищавшей москвичей от многочисленных врагов. Тогда он еще назывался «градом», а название Кремль стали употреблять не ранее 14 столетия. В плане Кремль имеет форму треугольника. Ограниченный с юга Москвой — рекой, а с запада рекой Неглинной, он первоначально занимал территорию около 1,5 гектаров на юго-западной оконечности Боровицкого холма. Расширяясь в единственно возможном направлении, которое было продиктовано особенностями местности, — на восток, к концу XV столетия Кремль достиг современных размеров — 27,5 га.
Древнейшие археологические находки в Кремле относятся ко второму тысячелетию до н. э. А первый городок славян возник здесь не позднее конца XI века. В 1156 году по приказу Юрия Долгорукого соорудили крепость — так называемый «детинец», из могучих бревен. Москва быстро росла. При Иване Калите — московском великом князе, был построен дубовый град (1339 г.). Его уже вскоре по приказу великого князя Дмитрия (будущий герой Куликовской битвы, прозванный Донским) сменили белокаменным (1367 г.). А спустя немногим более столетия, когда Москва стала во главе объединенных русских земель, Иван III, принявший титул «государя всея Руси», приказал возвести стоящие и сейчас стены и башни. Суровый и неприступный, защищенный со всех сторон водными преградами, за высокими стенами которого возвышались терема и соборы, хозяйственные и административные постройки, колокольни и звонницы, Кремль был как бы Капитолием Москвы — «третьего и последнего Рима», как называли ее после падения под ударами турков «второго Рима» — Византии.
Кремлевские стены и башни строились с 1485 по 1495 год итальянскими архитекторами, которых пригласил в Москву Иван III. В новые кирпичные стены частично вошли остатки белокаменного Кремля Дмитрия Донского, что доказывает влияние традиций русского крепостного строительства на пространственно-планировочную композицию нового Кремля.
Стены древнейшей московской крепости заключают в себе 19 башен, шатровые верхи которых были надстроены позднее. Три из них по углам кремлевского треугольника — круглые (Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская). Они отличались особой прочностью и неуязвимостью для огнестрельного оружия тех лет. Все башни выступают из стен, что позволяло вести огонь, используя более широкий сектор обстрела. Шесть башен — проездные (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая и Константино-Еленинская; последние две — заложены), а одна — отводная — «Кутафья». Ее соединял с воротами Троицкой башни древний мост над рекой Неглинной.
Первая башня по времени постройки — Тайницкая (1485 г.), под ней был тайный подземный ход к Москве-реке, а последняя (1495 г.) и самая высокая из кремлевских башен (80 м) — Троицкая.
Стены, следуя особенностям местности, идут по ломаной, а не по прямой линии. Они выложены из хорошо обожженного большемерного кирпича, который называли «двуручным». Снизу имеют откос, толщина, их от 3,5 до 6,5 метров при высоте от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа.
Общая протяженность стен — 2.235 метров. Характерная особенность стен — зубцы имеют форму ласточкиного хвоста, типичную для итальянских крепостей. Они снабжены бойницами подошвенного и верхнего боя. Кроме того, стены и башни имеют машикули — навесные бойницы-стоки. К проездным башням примыкали отводные «стрельницы», в которых устраивались «вылазы», погреба и «слухи». Ворота были оснащены герсами опускающимися из пазов металлическими решетками, и ограждались мощными, окованными створами.
Центр кремлевского ансамбля составляет Соборная площадь. На ее северной стороне расположен величественный Успенский собор, бывший главным на Руси и сыгравший значительную роль в отечественной истории. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры.
Не только торжественной монументальностью и строгостью, но и необычностью поражала современников архитектура собора. Строил его в 1475 — 79 годах Аристотель Фьораванти на месте одноименного собора XIV века. Материалом послужил местный белый камень, а своды и барабаны были выложены из кирпича.
Дав уже известному в то время мастеру столь ответственное задание, Иван III в качестве образца указал Успенский собор во Владимире. Повторяя фoрмы оригинала, зодчий украсил фасады своего творения арматурным пояском, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, как бы подхватывая вертикальный строй пилястр, членящих стены.
Смещение пятиглавия на восток придало собору характерную для русского зодчества асимметрии». С образцами раннемосковского зодчества перекликаются торжественные перспективные порталы собора с неизменными «дыньками». Отдавая дань владимирской архитектурной традиции, итальянский зодчий внес в архитектуру Успенского собора в московском Кремле много нового. Непривычным для москвичей того времени было, например, геометрическое членение объемов и фасадов, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь совсем незначительно выступающие из глади стены.

На бровке Кремлевского холма расположен белоснежный Архангельский собор (1505 1508) годов) усыпальница московских князей и русских царей. В его образе явственно выступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения, несмотря на то. что строивший его зодчий Алевиз Новый в большей степени, чем Фьораванти, воспроизвел особенности композиции и конструкции русского крестово-купольного храма. Венецианский мастер четко выявил в облике Архангельского собора два яруса, отделив их горизонталями карнизов. Впервые в средневековой Руси Алевиз применил пилястровый ордер с капителями и карнизом полного профиля, а в тимпанах закомар различного размера поместил раковины — декоративный прием, получивший впоследствии широкое распространение. В соборе 54 захоронения, над которыми установлены надгробия в форме саркофагов (после переноса столицы в 17.13 году, русских императоров, кроме Петра И. умершего в Москве, хоронили в Петербурге).
Архангельскому собору противостоит Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже — царям. Вначале это был небольшой, стоящий на высоком подклете трехкупольный храм. После пожара, восстановления и перестроек в середине XVI века собор' стал девятикупольным, его порталы были покрыты обильной резьбой. К южной галерее в XVI веке пристроено специальное помещение для Ивана Грозного, который вопреки церковным законам женился в четвертый раз. Поэтому царь слушал церковную службу, не входя в собор. В иконостасе сохранились работы знаменитых художников средневековой Руси: Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева.
К собору примыкает фасад Большого Кремлевского дворца. Дворец, до революции служивший царской резиденцией в Москве, возведен в 1838–1849 годах в так называемом «русско-византийском» стиле по проекту группы архитекторов во главе с К. Тоном.
По сторонам входа мраморные доски с надписью золотом: «Верховный Совет СССР» и «Верховный Совет РСФСР». Среди парадных залов дворца, художественное оформление которых посвящено русским орденам, особой торжественностью и красотой отличается Георгиевский зал воинской славы. В нем проходил прием участников парада Победы, праздновалась — победа человека над космосом, в 1947 году был вручен представителям трудящихся столицы орден Ленина, которым ее наградили в связи с 800-летием. В соседнем восьмигранном купольном Владимирском зале были подписаны многие договоры и соглашения Советского Союза с другими странами.
Самый большой во Дворце — Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР. Он был сооружен в 1934 году на месте двух залов: Андреевского и Александровского. Вмещает около 2,5 тысячи человек.
В первом из них проходили конгрессы Коминтерна, сессии ВЦИК, неоднократно выступал В. И. Ленин. В Зале заседаний работают высшие органы власти страны и республики, созываются всесоюзные совещания передовиков народного хозяйства, съезды творческих союзов. В 1977 году здесь была принята новая Конституция СССР.
Ближе к Боровицким воротам расположена монументальная постройка с высоким цокольным этажом, резными по белому камню, колоннами фасада, перекликающаяся по архитектуре с Дворцом. Она воздвигнута для Оружейной палаты по проекту архитектора К. Тона два года спустя после завершения строительства царской резиденции. Бывшая сокровищница великих князей и царей — ныне старейший музей страны. Здесь хранятся древнее холодное и огнестрельное оружие, боевые доспехи, экспонируются также уникальные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, редчайшая коллекция одежды, тканей, посуды, посольских даров русским князьям и царям, парадные экипажи и великолепная конская упряжь.
В нижнем этаже здания Оружейной палаты размещается уникальная выставка «Алмазный фонд». В ее экспозиции — крупнейшие драгоценные камни, золотые и платиновые самородки, лучшие изделия советских ювелиров.
Специальный раздел отведен всемирно известным драгоценным камням — алмазам, самому большому изумруду в мире, царским регалиям и другим сокровищам бывшей царской казны.
Со стороны Москвы-реки можно увидеть древнейшую гражданскую постройку Москвы — Грановитую палату. Она была заложена в 1487 году под руководством Марко Руффо, а завершена спустя четыре года Пьетро-Антонио Солари. Палата составляла часть каменного дворца великого князя. Получила свое название но граненому камню — русту, которым облицован фасад, обращенный к Соборной площади. Квадратный в плане зал, служивший для парадных дворцовых церемоний, имеет оригинальную конструкцию, которая уже была известна на Руси: четыре крестовых свода опираются на стены и могучий каменный столб, расположенный в центре.
В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, а Петр I — победу русских войск над Карлом XII под Полтавой.
В сложный комплекс Большого Кремлевского дворца помимо Грановитой палаты входит Теремной дворец, Верхоспасский собор, три домовые церкви. Их 11 позолоченных куполов, завершающих украшенные изразцами барабаны, хорошо просматриваются с Соборной площади. Собор возвели в 1635–1636 годах Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. В те же годы они строили Теремной дворец. Воспроизводивший особенности жилой архитектуры допетровской Руси, он имеет ярусное построение. Двухъярусный подклет заключал различные хозяйственные помещения. На третьем этаже были служебные помещения, временные покои царицы, а на четвертом располагались царские горницы.
Пятый этаж занимает «чердак» — златоверхий теремок со смотрильной башенкой. Дворец имеет пышные резные наличники окон с характерными гирьками, завершается высокой четырехскатной крышей с флюгерами, расписанной в «шашку».
В комплекс Большого Кремлевского дворца входит и древнейший архитектурный памятник Москвы — сложенная из белого камня церковь Рождества в Кремле, сохранившаяся фрагментарно. Ее построила вдова московского великого князя Дмитрия Донского в 1393–1394 годах, по-видимому, в память победы на Куликовом поле.
В архитектурный ансамбль Соборной площади входит однокупольная церковь Ризположения. Она была возведена в 1484–1485 годах псковскими мастерами на месте более ранней, в память о спасении Москвы от нападения хана Мазовши. По контрасту с могучим Успенским собором она кажется совсем миниатюрной. На высоком подклете поднимается куб с трехчастным делением фасадов и позакомарной кровлей. Центральная закомара крупнее и выше боковых. Стройный барабан, увенчанный шлемовидным куполом, базируется на восьмигранном постаменте. Устремленное, ввысь сооружение отличается изяществом линий и живописностью.
Главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля занимает столп-колокольня, прозванная Иваном Великим. Наиболее впечатляющее «высотное» сооружение старой Москвы возведено Боном Фрязиным в 1505–1508 годах и надстроено почти столетие спустя по указанию царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует надпись славянской вязью из золота, опоясывающая верхний ярус под куполом. Гигантские восьмигранники, тремя ярусами плавно нарастая ввысь, за поясом вытянутых кверху кокошников переходят в цилиндр, который завершается луковичной главкой. Каждый из верхних ярусов по высоте ниже предыдущего. Их суживающаяся кверху форма, уменьшение с высотой проемов «звона» и размеров деталей придают удивительную стройность и особый взлет гигантскому по тем временам сооружению.
Памятник славы Русского государства — колокольня высотой 81 м одновременно служила боевой дозорной вышкой. В течение веков она господствовала в застройке Москвы, определяя, ее силуэт. В арках висят колокола. Всего их — 21.
В 1812 году войска Наполеона перед бегством из Москвы пытались взорвать колокольню. Но она выстояла. Были разрушены только Звонница и Филаретова пристройка (восстановлены вскоре после окончания войны архитектором Д. Жилярди по проекту Л. Руска). В наши Дни удалось выяснить конструктивную особенность основания столпа. Оказалась, что оно имеет глубину всего 4,3 метра. Тем самым было опровергнуто мнение, что фундамент заложен на большой глубине. Исследования показали, что колокольня покоится на восьмигранном каменном основании, опирающемся на сваи.
У подножья колокольни на постаменте возвышается самый большой колокол в мире — Царь-колокол. Он отшит Иваном и Михаилом Моториными в 1733–1735 годах. Спустя два года в Москве произошел сильный пожар. Во время его тушения находившийся в отливочной яме колокол дал трещины. От него откололся осколок весом 11,5 тонны.
Почти столетие спустя, в 1836 г. уникальный памятник художественного литья был поднят и установлен на постамент. Царь-колокол имеет диаметр в основании — 6 метров 60 сантиметров, а вес — 200 тонн. Он украшен рельефными портретами и орнаментом.
По соседству с Царь-колоколом расположен другой выдающийся образец русского литья — Царь-пушка. Ее калибр — 890 мм. Длина ствола — 5 метров 34 см, вес — 40 тонн. Ствол орудия украшен орнаментальными поясками из пальметт.
Пушка отлита Андреем Чоховым в Москве на Пушечном дворе в 1586 году и предназначалась для обороны Спасских ворот Кремля. Однако судьба пушки сходна с историей Царь-колокола. Так же как в последний ни разу не звонили, из Царь-пушки ни 'разу не выстрелили. Декоративный лафет и ядра весом около тонны каждое отлиты из чугуна в XIX столетии. В 1980 году Царь-колокол и Царь-пушка были тщательно отреставрированы.
Напротив, вдоль фасада Арсенала можно увидеть еще около 40 пушек XVI–XVII веков: «Троил» (отлитая А. Чоховым), «Волк», «Лев», «Гамаюн» и др. Рядом с ними — множество трофейных орудий, захваченных у войск Наполеона в 1812 году. С севера Соборную площадь ограничивает комплекс зданий Патриаршего двора. Он сложился на основе усадьбы митрополита, который в XIV веке перенес свою резиденцию в Кремль, и состоит из Патриарших палат и собора Двенадцати апостолов.
Хотя работы производились под наблюдением строителя Теремного дворца Антипа Константинова (1653–1655 гг.) архитектурный облик Патриаршего двора, демонстративно декларируя приверженность к древней традиции, резко отличается от живописных царских чертогов. Мощная гладь стен Патриарших палат рельефно оттеняется аркатурным пояском, перекликающимся с декором могучего соседа — Успенского собора. Трехэтажные палаты подобно Теремному дворцу имеют множество лестниц, переходов и помещений, из которых самое большое — Крестовая палата. Перекрытая сомкнутым сводом без опоры в центре, она производила на современников сильное впечатление своим простором. Антиохийский патриарх Павел Алеппский, посетив Патриарший дворец в XVII веке и осмотрев палату, писал: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». В этом парадном зале происходили заседания церковных соборов, приемы высшего духовенства. Здесь же раз в три года варили миро-ароматическое масло, употреблявшееся при религиозных обрядах, для всех русских церквей. В Патриарших палатах ныне открыт Музей прикладного искусства и быта XVII века.
Композиционным центром Патриаршего двора служит собор Двенадцати апостолов, построенный в середине XVII столетия. На высоком подклете с двумя асимметричными арками проезда, ведущего на Патриарший двор, возвышается четырехстолпное крестовокупольное здание, увенчанное пятью куполами. В его композиционном решении и декоре явственно ощущается влияние владимиро-суздальского зодчества. Лишь применение ярких изразцов на красном крыльце и наличников с «разорванными фронтонами» — деталей, которые получили распространение в XVII веке, нарушает стилевое единство. В результате больших реставрационных работ современный облик храма воспроизводит его первоначальный вид.
Интересный памятник гражданского зодчества XVII века — так называемый Потешный дворец, который расположен между Комендантской и Троицкой башнями (Кремля. Он построен в 1652 году как жилые палаты для боярина И. Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича. После смерти владельца палаты перешли в казну и были соединены с царским дворцом. Многократно перестраивавшийся, Потешный дворец имеет много общего с Теремным дворцом: ярусное построение, сочетание домовой церкви и жилых хором, особенности планировки и декора. Своеобразие уличному фасаду придает гигантский по масштабам здания консольный выступ, поддерживающий прямоугольный объем, где находился алтарь теремной церкви верхнего яруса. Три полуциркульных проема для окон напоминают огромные машикули крепостной стены. На верхнем ярусе над трапезной церкви сохранилась небольшая башенка на четырех столбах. Она использовалась как звонница и дозорная вышка. Оригинальное здание вошло в историю театрального искусства. В нем при царе Алексее Михайловиче устраивались «потешные действа» — первые спектакли дворцового театра. Они и дали современное название памятнику.
Между Троицкой и Никольской башнями над стенами Кремля возвышается монументальное сооружение — Арсенал, который был заложен по указанию Петра I для хранения оружия и военного снаряжения. Он возводился и восстанавливался после пожара почти в течение всего восемнадцатого столетия (архитекторы X. Конрад и Д. Иванов). Превращенное в руины французскими войсками при отступлении из Москвы в 1812, здание было реставрировано по проекту О. Бове в 1818–1828 годах.
В плане Арсенал имеет форму трапеции, вытянутой вдоль кремлевской стены. Ее образуют четыре двухэтажных корпуса, которые заключают между собой внутренний двор такой же конфигурации. Спаренные полуциркульные окна огромных размеров имеют скосы, напоминая гигантские крепостные бойницы. Они наглядно свидетельствуют о толщине стен, нижний ярус которых рустован. Суровый лаконизм фасадов оживляют лишь парадные въезды в классическом стиле, вызывающие ассоциации с триумфальными арками.
На стене Арсенала у входа — мемориальная доска в память солдат 56 запасного полка, расстрелянных в 1917 году юнкерами. Другая — напоминает о воинах, погибших при защите Москвы и Кремля от налетов фашистской авиации. В сквере справа от Арсенала установлен памятник кремлевским курсантам, погибшим в годы гражданской войны под Ореховом и Синельниковом.
Ответственное место в архитектурном ансамбле Кремля занимает здание Правительства СССР (бывш. судебных установлений Сената). Сооруженное в 1776–1787 годах здание Сената органично вошло в облик Кремля, отчетливо выявив его градоформирующую роль для центра Москвы. Купол этого русского пантеона подчеркнул поперечную ось Красной площади, проходящую по ее середине. Позднейшая застройка территории к северу-востоку от Кремля закрепила градостроительную идею Казакова.
Планировка здания обусловлена конфигурацией сложного для — строительства участка. Зодчий великолепно решил трудную задачу. В плане Сенат получил форму равнобедренного треугольника, в который искусно вписаны три двора: пятигранный в центре, а по сторонам его — два треугольных. Фасады, как и в соседнем Арсенале, решены в классическом стиле. Они уравнены по высоте, а нижний этаж рустован. Второй и третий объединяют лопатки дорического ордера. Постройку венчает белокаменный карниз с мощными кронштейнами. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу, как раз напротив его главного въезда — портик ионического ордера. Он так же весьма напоминает триумфальную арку.
С парадного двора особенно эффектно выглядит полукруглый фасад трехсветного купольного Екатерининского (ныне Свердловского) зала. Кессонированный купол, самый большой в то время в России и сейчас поражает формой и размерами. (Бытует легенда о том, что зодчий М. Казаков поднялся на него, чтобы доказать прочность конструкции). Первоначально он завершался гербом Москвы — конной статуей Георгия Победоносца, позднее его сменила позолоченная скульптура правосудия. Ныне над куполом здания, в котором работает Совет Министров СССР, развевается красный флат. В крупом зале имени Свердлова в наши дни проходят пленумы ЦК КПСС, торжественно вручаются Ленинские премии за выдающиеся достижения в области науки, техники и искусства, активным борцам за мир — Международные Ленинские премии «За укрепление мира между народами». Здание отмечено мемориальной доской с рельефным портретом В. И. Ленина. Оно памятно тем, что здесь находится рабочий кабинет В. И. Ленина. Он расположен на третьем этаже. Рабочий кабинет — небольшая скромно обставленная комната, окнами выходящая на север, к Арсеналу. В центре ее — стол с письменными принадлежностями, лампой и двумя телефонными аппаратами. Возле стола — сделанные по чертежам В. И. Ленина этажерки-вертушки с книгами и простое плетеное кресло. Рядом — мягкие кожаные кресла для посетителей. В простенках — книжные шкафы, на стенах — карты фронтов гражданской войны.
В этом кабинете Ленин решал важнейшие вопросы государственной и партийной жизни, принимал многочисленные делегации рабочих, крестьян-ходоков, представителей коммунистических и рабочих партий других стран. Здесь состоялась беседа Владимира Ильича с Гербертом Уэлсом. Английский писатель-фантаст, назвавший Ленина «кремлевским мечтателем», по его совету вторично посетил Советскую страну в 1934 году и убедился в реальности грандиозных планов преобразования России.
В соседней комнате, где проходили заседания Совета Народных Комиссаров, Совета труда и обороны и Политбюро, сохранилось плетеное кресло, которое занимал Ильич во время заседаний. На этом же этаже расположена и скромная квартира В. И. Ленина и его семьи (вместе с В. И. Лениным и Н. К. Крупской жила его младшая сестра М. И. Ульянова). Последний раз В. И. Ленин побывал здесь 19 октября 1923 года, приехав из Горок, где он провел последние годы жизни.
В Тайницком саду, который ограничивает с юга Ивановскую площадь, в 1967 году открыт памятник В. И. Ленину (скульптор В. В. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский). Здесь он участвовал в коммунистических субботниках по очистке территории Кремля, здесь же, в Тайницком саду, любил отдыхать.
Рядом со Спасской башней расположено другое здание, также в три этажа, украшенное восьмиколонным портиком ионического ордера. В нем работает Президиум Верховного Совета СССР, а в дни сессий заседают палаты Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей. Дом, архитектура которого несет черты сходства с произведениями русского классицизма, был возведен в 1932–1934 годах по проекту архитектора И. И. Рерберга. В 1969–1970 годах под руководством народного архитектора СССР М. В. Посохина была произведена капитальная реконструкция здания.
Напротив здания Правительства СССР и Арсенала возвышается Дворец съездов, завершенный в 1961 году. Его архитектуру отличает ясность, простота форм и цельность художественного образа. Для того чтобы Дворец не подавил своей высотой окружающие его памятники и не разрушил живописный силуэт Кремля, новое здание углублено в землю на 15–16 метров. Благодаря этому, горизонтальная линия кровли Дворца продолжает горизонталь расположенного по другую сторону Арсенала и крем 1евских стен, контрастируя с вертикалями соборов и башен. Обновление кремлевского ансамбля архитектурно связало Кремль с современной эпохой.
Проектировавшим Дворец архитекторам М. Посохину. А. Мндоянцу, Е. Стамо и П. Штеллеру, а также инженерам Г. Львову и А. Кондратьеву присуждена Ленинская премия.
Во Дворце съездов работали XXII–XXVI съезды Коммунистической партии Советского Союза. Здесь XXVII съезд КПСС провозгласил революционный по размаху и содержанию курс на перестройку всего общества, решительное ускорение социально-экономического развития страны. В Кремлевском Дворце съездов проходят съезды профсоюзов и Ленинского комсомола, массовые торжественные собрания, международные конгрессы и конференции, устраиваются правительственные приемы.
Здесь же отмечались торжественные даты, происходили многие события, которые вошли в летопись советской столицы. 9 мая 1965 года, в день двадцатилетия Победы над фашистской Германией, в Кремлевском Дворце съездов городу-герою Москве были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», а 6 ноября 1967 года — орден Октябрьской Революции. Вместе с тем Дворец съездов — один из столичных центров искусства, в нем выступают лучшие театральные коллективы, даются праздничные концерты.
Многие века оставили свой след в архитектурном ансамбле Московского Кремля, но его художественное единство сохранилось. Исполнен могучей силы, ясности и соразмерности фасад Успенского собора, датированный XV веком. Каменное кружево и буйство красок XVII века запечатлели Теремной дворец и его домовые церкви. Гармония и торжественное величие классицизма представлены архитектурой Арсенала и Сената, построенных в XVIII веке. Черты эклектики прошлого столетия, которая возвела в ранг художественного идеала компиляцию и подражательность, в известной мере сказались на архитектуре Большего Кремлевского дворца. Ясность, лаконизм и репрезентативность архитектурных форм внесло в архитектурный ансамбль Кремля наше время, оно зажгло над пятью башнями пятиконечные рубиновые звезды. В 1937 году они заменили несветившиеся звезды из уральских самоцветов, появившиеся над Кремлем вместо, двуглавых царских орлов в 1935 году.
Кремлевские звезды горят круглосуточно, их устройство хорошо продумано. Трехслойное рубиновое стекло закреплено на каркасе из позолоченной нержавеющей стали. Внутри установлены мощные лампы накаливания от 3700 до 5 тысяч ватт и вентиляторы для охлаждения. Звезды вращаются на шарикоподшипниках, что помогает им выдерживать самый сильный ураган. Размах лучей от 3 до 3,7 метра, вес от I до 1,5 тонны. Размер звезд и их конфигурация зависят от высоты и архитектурного облика башен, на которых они установлены. Лучи имеют от 8 до 12 граней. На позолоту каждой звезды ушло от 7 до II килограммов чистого золота.
Нерушимо войдя в архитектурно-художественный образ Кремля, звезды приобрели значение символа Москвы и всей Сойотской отчизны.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.