Легендарные соборы и церкви

.

Прагу отличает огромное количество древних монастырей, соборов и церквей – шедевров архитектуры, с уникальными реликвиями, которых больше нет нигде в мире. Древние монашеские ордена, когда-то, на заре католичества, основавшие здесь центры своего влияния, дожили до наших дней – тоже явление уникальное. Как и тот факт, что чехи, особенно пражане, совершенно не религиозны: по данным социологических опросов, 95 % населения не считают нужным ходить в храмы, венчаться, крестить детей, не говоря уже о регулярном посещении служб. Что тому причиной – трудно сказать.

То ли славное языческое прошлое чехов, то ли кельтские друиды что-то наколдовали, а может, всему виной кровавые религиозные распри, когда-то сотрясавшие страну. В Праге во всем многообразии представлены направления христианской веры – возможно, это и затрудняет выбор. А возможно, что религиозность чехов никак не связана с посещениями храмов. Пражане и так живут в их окружении, зачем же заходить внутрь?
Их любимый герой – Ян Гус, ректор Пражского университета, сожженный католиками на костре, предтеча Реформации, который говорил с амвона о зле, причиняемом церковью. Шестого июля Чехия отмечает День сожжения Яна Гуса. В Чехии его считают почти святым. Однако Папа Римский до сих пор отказывается причислить Яна Гуса к лику святых, хотя и выражает свое уважение. Но ведь Гус – не безбожник, он лишь прокладывал собственный путь к Богу: это можно считать национальной чешской чертой. У поляков ничего подобного не наблюдается – они ревностные и истовые католики.
Сейчас в Чехии возрождаются мужские монашеские ордена. Впрочем, многие из них никуда и не исчезали – просто ждали лучших времен. Кармелиты, доминиканцы, бенедиктинцы, премонстранты – все они поддерживаются католической церковью.
В XII веке в Праге появляется большое количество рыцарских орденов, связанных с Крестовыми походами, а параллельно с ними и орденов крестоносцев. Рыцари заняли важное место в большинстве развивающихся городов, а священники, принадлежавшие к рыцарским орденам, взяли на себя руководство приходскими управлениями. Один из таких пражских монашеско-рыцарских орденов, сохранившийся до наших дней, – орден госпитальеров, сыгравший большую роль при основании городских госпиталей.
Обитали в Праге и тамплиеры. Во время правления короля Вацлава I (1203–1253) в городе были построены небольшой костел и монастырь Святого Лаврентия, принадлежащие тамплиерам (нет на Прагу Дэна Брауна!). Орден тамплиеров был распущен в 1313 году во время правления Яна Люксембургского, а их монастырь достался ордену иоаннитов, которые в том же 1313 году продали здания монахиням-доминиканкам. Интересно, почему иоаннитам там не жилось? К монастырю постепенно пристроили готический костел Святой Анны и немногие дополнительные помещения для монахинь.
Костел Святого Лаврентия расположился на горе Петржин, признанной некогда язычниками местом святейшего огня. Таинственная Петржин когда-то считалась обиталищем духов и служила местом поклонения богу Перуну.
Археологические находки, сделанные на месте костела Святого Лаврентия, свидетельствуют о том, что здесь существовало небольшое и довольно примитивное производство железа. Возможно, именно поэтому храм был посвящен святому Лаврентию – по легенде, он погиб мученической смертью, заживо поджаренный на железной решетке.
Тамплиеры вынесли из Крестовых походов не только материальные ценности, но и тайные знания (в том числе связанные с производством металлов) и странные восточные традиции, что в итоге и вызвало гнев католической церкви, распустившей орден.
Кстати, здание бывшего тамплиерского монастыря оказалось одним из немногих в Праге, уцелевших во время гуситских войн в середине XV века. По легенде, это произошло благодаря тому, что у одного из предводителей гуситов, Яна Жижки, среди монашек оказалась родственница, – а может, хорошо замаскированные тамплиеры и гуситы были союзниками в борьбе с католической церковью?
В Праге есть и другие следы, оставленные тамплиерами, – так называемые Черные Мадонны, или Черные Богоматери. На красивейшем доме «У Черной Богоматери», построенном в 1911–1912 годах, где сейчас разместился Музей чешского современного искусства, есть домовой знак XVII века, давший название дому, – Богоматерь и Младенец с черными лицами.
Такие статуи есть по всей Европе. Большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании осталось примерно 50 Черных Мадонн, в Германии – 19, в Италии – 30. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове – «Матка Боска Ченстоховска».
Культ Черной Мадонны процветал в Европе в Средние века – именно тогда и были созданы статуи, вырезанные из черного дерева или покрашенные в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Таким изображениям приписывалась чудодейственная сила, особенно в том, что касалось женщин, их проблем и женских болезней. Несмотря на то что Черные Мадонны популярны и теперь, церковь не слишком приветствует поклонение им.
Почему Богоматери с Младенцами черные? Когда-то считалось, что их лица почернели из-за многовековой копоти от возжигаемых свечей. Но никто не знает, откуда взялась традиция намеренно красить их в черный цвет или вырезать из черного дерева. По другой теории, статуи были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди. Сейчас доказано, что все статуи делались в Европе и не имели никакого отношения к народам Африки или Ближнего Востока.
А вот связь с древними языческими богинями более очевидна. Египетскую Исиду, ближневосточную Кибелу и древнеримскую Диану в то или иное время изображали с черными ликами, а множество храмов Черных Мадонн образовалось на месте бывших языческих капищ этих богинь. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее 50 культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны. Черных Мадонн особо почитали тамплиеры.
Среди первых распространителей западного христианства на территории Чехии были ордена монахов-бенедиктинцев. В 993 году они основали старейший Бржевновский монастырь. Участие в этом принял пражский епископ – святой Войтех, один из самых известных чешских святых.
В 2004 году мне довелось посетить Бржевнов. Монастырь был обнесен каменной оградой, часть которой занимали огромные рекламные щиты, грубо разрисованные от руки чудовищами, девицами в мини-юбках, машинами, качелями и каруселями. Оказалось, что часть своих земельных угодий монастырь на лето сдает Луна-парку, а вырученные средства вкладывает в реставрацию зданий, в которых каждый камень действительно дышит древностью. Никакого противоречия в соседстве монастыря I века и Луна-парка ни посетители, ни монахи, ни монастырское начальство не видят, и ничего кощунственного – тоже.

Другой бенедиктинский монастырь – Сазавский, построенный в XI веке и ставший центром славянской письменности. Был основан святым Прокопом в 1032 году. Он связывал кирилло-мефодиевские, восточные, традиции и латинское христианство. Расцвет бенедиктинских монастырей в Чехии совпал со временем культурного расцвета Киевской Руси при Ярославе Мудром.
Приход других орденов в чешские земли связан с новыми идеями римской церкви, с ее программой освобождения церкви от влияния светских феодалов. Для этой цели были созданы монашеские ордена премонстратов и цистерцианцев. В чешских землях в этом процессе значительную роль сыграл оломоуцкий епископ Индржих Здик, который основал первый премонстратский монастырь в Праге на Страхове. В XII веке монастыри основывают не только монархи, но и представители дворянства.
Наибольший расцвет монашеских орденов в Праге приходится на XIII век. Для этого времени типично образование монашеских общин и в чешских городах. Целью их было распространять церковное учение среди городских жителей и следить за чистотой веры. Минориты и доминиканцы выбирают для своих храмов и монастырей оживленные городские улицы – для близости к народу. Доминиканцы и францисканцы заботятся о больных.
Кроме того, в XIII веке в Праге возникли другие нищенствующие ордены, идеалом которых был аскетический образ жизни. Сначала это были августинианцы – отшельники, в XIV веке – босоногие кармелиты (есть они и сейчас), сервиты и павликиане (павлины).
Мирное существование множества орденов и их святынь нарушили гуситские войны, в результате которых было уничтожено около 170 монастырей. При короле Йиржи из Подебрад монашеская жизнь вновь было оживилась, но ненадолго – до протестантской Реформации. Католическая церковь оказалась в меньшинстве и должна была бороться за свое существование. Положение в пользу католиков изменилось лишь после Тридцатилетней войны.
Общие принципы рекатолизации были разработаны церковью на Тридентском соборе в 1545 и 1553 годах. В чешских землях наиболее значительными орденами, которые принимали участие в политике контрреформации, в борьбе католичества с протестантством, были ордена иезуитов и пиаристов. С 1600 года и в течение всего XVII века активное участие в этом принимал также нищенствующий орден капуцинов.
Развитие церковных орденов и конгрегаций требовало соответствующей духовной организации. У большинства орденов были свои так называемые новициаты – школы и институты для подготовки послушников ордена. Важной частью самых больших монастырей были библиотеки, которые начали создаваться уже в Средневековье. Однако после времени расцвета католических орденов вновь пришло время упадка.
В конце XVIII века, во время правления Иосифа II, была прекращена деятельность многих орденов на территории Чехии. Однако далеко не всех – деятельность некоторых была продолжена, в первую очередь Милосердных братьев и Крестоносцев красной звезды, существующих и в настоящее время.
Следующий удар по орденам в частности и по религиозной жизни вообще был нанесен в 1950 году, когда был инсценирован процесс над орденскими главами. Многие мужские и женские монастыри были закрыты, ряд священнослужителей привлечены к суду и обвинены в государственной измене. Но духовная жизнь поистине неистребима. В настоящее время действуют не только официальные церкви и всевозможные католические ордена, но и масонские ложи. Их членами в свое время были Вольфганг Амадей Моцарт, Густав Мейринк, первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик и его сын Ян Масарик…
Католичество, протестантизм, православие, монашеские и рыцарские ордена, тайные общества – казалось бы, трудно внести какие-то новые веяния в духовную ткань чешской жизни. Однако не так давно популярность стал набирать буддизм – еще на страницах «Швейка» повар-оккультист Юрайда рассуждал о карме и перевоплощениях. Сейчас в Чешской республике всерьез проявляют большой интерес к тибетскому буддизму. Экс-президент страны Вацлав Гавел имеет личные контакты с Далай-ламой XIV, который уже несколько раз посещал Чехию. В чешском городе Либерец в 2002 году состоялось торжественное открытие Тибетского буддийского центра.
Первый пражский буддийский центр был основан в 1994 году под патронажем общества «Алмазный путь». В 2005 году новый центр буддизма открылся в районе Винограды. Увеличение количества сторонников учения Будды в самой атеистической стране Европы, возможно, объясняется тем, что в буддизме нет никаких догм…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.