ТУДА И ОБРАТНО

https://avto-sila.com . качественная детская одежда оптом от производителя .

По воздуху 

Первая белорусская транспортная авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь появилась в 1932 году. 7 ноября 1934 г. был открыт минский аэропорт, в том же году правительство БССР утвердило создание сети местных воздушных линий. В июле 1936 г. начались регулярные пассажирские рейсы между Минском и Москвой. Расцвет малой авиации пришёлся на 50-60-е годы, когда авиарейсами были связаны не только крупные города республики, но также и городские посёлки и даже деревни. Из Пинска, Хойников или Брагина, к примеру, можно было улететь в Киев. Сейчас внутренних авиарейсов значительно меньше, однако малая авиация сохранилась до сих пор.


Крупнейшие воздушные ворота страны — Минск, здесь действует два аэропорта: «Аэропорт «Минск» (также его называют «Минск-1», находится недалеко от центра столицы) и «Национальный аэропорт «Минск» (он же «Минск-2», находится за городом, на территории Смолевичского района).
7 ноября 1933 г. с лётного поля на месте нынешнего аэропорта «Минск-1» вылетел самолёт К-2, открывший первый рейс в Москву. Ровно через год открылся минский аэропорт. В 1951 г. была построена взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием, позволяющая принимать тяжёлые самолёты. Здание аэровокзала построили в 1957 г., тогда же аэропорт получил статус международного. В ближайшие пару лет аэропорт «Минск-1» обещают вынести из города.
Строительство аэропорта «Минск-2» началось в 1976 г., в 1989 г. он приобрёл статус международного, а в 1993 г. получил новое здание аэровокзала. Аэропорт способен принимать практически все типы воздушных судов. О размерах аэропорта говорят цифры. В 2008 г. им воспользовалось 1 010 695 пассажиров; было выполнено 7 903 рейса, из которых 44,4% — в страны СНГ, остальные — в дальнее зарубежье. При этом 68,9% пассажиров были обслужены национальной авиакомпанией «Белавиа». .
Из Москвы в Минск 10-12 ежедневных рейсов из аэропортов «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», из Екатеринбурга — 4 р. в неделю, из Киева — 2 рейса в день.
Национальная авиакомпания Республики Беларусь «Белавиа» является одной из самых надёжных и безопасных в СНГ компаний — . Компания выполняет рейсы в Вену, Баку, Лондон, Ереван, Берлин, Ганновер, Франкфурт, Тбилиси, Тель-Авив, Шеннон, Милан и Рим, Астану, Костанай, Павлодар, Ларнаку, Ригу, Варшаву, Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Стамбул, Киев, Париж, Прагу, Таллинн, Хельсинки.
По суше
Автобус. Немало международных рейсов, особенно в страны СНГ, выполняют государственные автобусы. При этом в расписании часто указаны рейсы как государственных, так и частных компаний. О фирме, выполняющей рейс, и марке автобуса информацию можно получить в справочной автовокзала.
Компания Ecolinesосуществляет регулярные рейсы из Минска, Витебска, Орши, Бреста в Германию (25 городов), Нидерланды, Францию, Бельгию, Польшу, Чехию. Кассы имеются во всех вышеуказанных белорусских городах, т. (029) 353-30-60, www.ecolines.by.
Компания Eurolinesсоединяет Минск с Парижем, Антверпеном, Билефельдом (через Ганновер), Москвой, Санкт-Петербургом. Продаёт билеты на автобусные рейсы компании по Европе из Вильнюса, Белостока, Варшавы, Берлина. Представитель компании в Белоруссии — ИП «БелЕвролайнс». Кассы по продаже билетов — только и Минске, .
Компания Intercarsосуществляет регулярные рейсы из Москвы иПетербурга в Европу (все автобусы проходят по пути через Минск). Кассы по продаже билетов — только в Минске и Бресте, www.intercars.ru.
Железная дорога — один из наиболее удобных и дешёвых способов для приезда в Беларусь. Скорые и пассажирские поезда связывают страну с Россией, Украиной, Литвой и большинством стран Европы.
Вниманию пользующихся железной дорогой! По белорусским станциям время указано восточноевропейское (ЕЕТ), по российским — московское (MSK).
Поезда дальнего следования подразделяются на скорые и пассажирские, а также на фирменные и простые (для краткости все поезда дальнего следования будем именовать просто поездами).
Все билеты на поезда в Беларусь (и в самой стране) оформляются по системе «Экспресс» — единой для всех стран СНГ. Продажа билетов на поезда по Беларуси и СНГ начинается за 45 суток до отправления поезда, на поезда и беспересадочные вагоны в страны дальнего зарубежья — за 60 суток.
За 30 минут до отправления поезда билет продаётся вне очереди. Продажа прекращается за 5 минут до отправления.
Для экономной езды на поезде нужно знать, что его стоимость зависит от принадлежности состава той или иной стране и принадлежности станции, на которой вы находитесь, к одной из железных дорог. Так, стоимость билета на поезд до Минска из Москвы будет различной в кассах Москвы и Минска. Иногда оказывается выгоднее взять сразу в Москве билеты в Беларусь и обратно, иногда наоборот — билет в Россию купить уже на месте. Стоимость проезда в конкретном поезде/вагоне можно уточнить на сайтах железных дорог или в справочной на вокзале. Также о цене поезда можно судить по его нумерации. Скорые поезда — более дорогие, пассажирские — немного дешевле. Существует также накрутка за фирменность, увеличивающая цену билета.
В белорусских поездах дальнего следования часто бывают общие вагоны, в этих вагонах чисто, большинство пассажиров — обычные, цивильные граждане. В российских поездах общаки встречаются с каждым годом всё реже, да и публика в них весьма специфическая.
Во многих белорусских поездах дальнего следования имеются комфортабельные сидячие вагоны с баром и телевизором (не путать их с общими вагонами!). В России аналогом выступают пригородные поезда повышенной комфортности, полностью состоящие из таких вагонов (в Беларуси подобных поездов всего три). Расписания всех пассажирских и пригородных поездов по Беларуси — (стоимость проезда на поездах дальнего следования указана только от Минска, и то ориентировочная). Удобно также пользоваться интерактивным расписанием на (раздел Расписание поездов).

Внутри страны
По воздуху
Авиакомпания «Гомельавиа», отвечающая за малую авиацию в стране, выполняла регулярные рейсы до 22.02.2011 года. Сейчас все рейсы отменены без объяснения причин. Другие белорусские авиакомпании — «Genex», «ТрансАвиаЭкспорт» — осуществляют лишь грузовые перевозки.
В райцентрах и других городах аэропорты представляют собой заасфальтированную площадку в поле на окраине населённого пункта, где изредка приземляются вертолёты президента или МЧС.
По суше
Автобусное сообщениевнутри страны развито неплохо, маршруты проходят через все города и большинство деревень и сёл. Автобусы заезжают даже в маленькие сёла, причина тому — государственная монополия на общественный транспорт. Минусом монополизации является отсутствие конкуренции и как следствие: техника стареет, удобств в автобусах немного, скорости невысокие. В пригородном и сельском сообщении в Беларуси удалось сохранить значительное количество больших автобусов, тогда как в других странах СНГ их заменили дешёвые микроавтобусы, в которые пассажиры с кучей вещей часто не вмещаются на промежуточных остановках.
В государственном транспорте строго следят за покупкой билетов через кассу автовокзала. Подсаживающиеся по дороге покупают билет у водителя — кассовый аппарат установлен в каждом автобусе. Чтобы водитель попросту взял у пассажира деньги и сунул их в карман — явление редкое.
Автовокзалы в крупных городах работают с 5 утра до 22-23 часов, круглосуточных нет. Многие здания вокзалов новые, построенные по последнему слову техники, а старые советские капитально отремонтированы. Остались, конечно, ещё те, до которых руки не дошли, с дизайном в советском стиле, но даже они выглядят опрятно и ухоженно. Состояние автовокзалов в Беларуси значительно лучше, чем в любой стране СНГ, включая Россию.
Залов ожидания повышенной комфортности на автовокзалах обычно нет. Туалеты, как правило, платные, стоят недорого — 300-500 рублей. Камера хранения может закрываться раньше, чем здание вокзала — уточняйте перед тем, как оставить вещи, 500-1 000 рублей. На маленьких вокзалах отдельной комнаты, выделенной под камеру хранения нет, однако вещи часто разрешают оставить в служебном помещении (за деньги или бесплатно). О такой возможности следует спросить у кассиров или в справочной службе.
На некоторых автовокзалах можно приобретать билеты не только «туда», но и «обратно». Билеты на государственные микроавтобусы, ходящие по расписанию, могут быть немного дороже, чем на большие автобусы.
С обоих главных автовокзалов Минска можно уехать на частном микроавтобусе или легковушке во все основные города Белоруссии (и обратно), причём по автобусной цене либо немногим дороже. Рейсов этих нет в расписании; чтобы найти транспорт в нужную сторону, необходимо обратиться к агенту-посреднику. Обычно это мужчины средних лет, стоящие в кассовом зале и у входа на вокзал. Некоторые из них работают только на вокзале, другие могут сами оказаться водителями. Агенты громко выкрикивают названия населённых пунктов, в которые предлагают поехать. Даже если они зазывают не в тот город, куда вы направляетесь, стоит к ним подойти и спросить о транспорте в нужную сторону.
Стоимость проезда на междугородном такси (легковушка на 4-6 пассажиров, обычно без опознавательных знаков) выше, чем на микроавтобусе или государственном большом автобусе, однако не кардинально. Выигрыш по времени получается значительный.
Пригородные поезда. По территории Беларуси можно эффективно перемещаться на дальних и пригородных поездах, находящихся в ведении государственной компании «Беларуская чыгунка» (БЧ). Практически во всех регионах страны существует развитая сеть железных дорог.
С 2009 г. Белорусская железная дорога перешла на взимание оплаты за проезд в пригородных поездах по покилометровому тарифу. С 3 апреля 2011 г. установлен следующий порядок расчёта стоимости проезда в пригородных поездах; действующий зонный тариф 500 руб. применяется при расчёте стоимости проезда от станции и остановочного пункта отправления пассажира на расстояние не более 5 км, при расчёте стоимости проезда на расстояние более 5 км взимается зонный тариф 500 руб. и дополнительно за каждый 1 км расстояния поездки — 50 руб. Считать вам не придётся — при продаже цена рассчитывается автоматически.
На вокзалах часто находятся работающие допоздна или даже круглосуточно пункты обмена валюты, но курс в них часто не самый выгодный.
В случае необходимости можно попробовать поменять валюту у водителей такси.
Приятно, что белорусские поезда и электрички немного дешевле российских. Цена на белорусские поезда дальнего следования (во внутриреспубликанском сообщении) остаётся неизменной в течение календарного года, билет купленный в январе, или в сентябре, будет стоить одинаково.
В Беларуси при покупке билета банковской карточкой (на поезда формирования БЧ во внутриреспубликанском сообщении) пассажирам предоставляется скидка с тарифа в размере 1%. Билет на пассажирские поезда печатается в кассе в одном экземпляре, в поезде его забирает проводник и выдаёт по желанию пассажира в конце поездки.
Билет на пассажирские поезда в Беларуси выдаётся в кассе без предъявления документа, в случае покупки билета за границу нужно лишь устно назвать свою фамилию кассиру для записи её в билете. Дополнительной платной страховки на отдельном бланке в Беларуси нет.
Стихийной вагонной торговли практически нет ни в каких типах поездов — эпизодически она встречается лишь возле Минска.
Приобретать билет на поезд или электричку необходимо в кассе или у кондуктора, договориться с последним или ревизорами о бесплатном проезде трудно, поэтому безбилетников в стране мало.
Ожидать поезда на белорусском вокзале в разы комфортней, нежели на российском. Практически отсутствуют на вокзалах цыгане, пьяные компании бритоголовых и бомжи.
Пригородные поезда на сленге называют собаками, они подразделяются на электрички и дизель-поезда. Ниже для краткости все пригородные поезда будем именовать электричками. В расписании на вокзале электрички обозначаются номерами 6001—6998.
Движение пригородных поездов в Беларуси согласовано — это означает, что, выйдя из одной электрички на конечной, вы практически сразу (в пределах одного-двух часов) сможете найти на вокзале следующий поезд в нужную вам сторону. Таким способом, пересаживаясь с одной электрички на другую, можно пересечь всю страну и достичь любого интересующего вас уголка достаточно быстро. Это окажется значительно дешевле, чем ехать на то же расстояние в плацкарте пассажирского поезда. Последовательность согласованных пригородных поездов называется волной. Так что, отправляясь в длительное путешествие на электричках, перепишите заранее расписания по ключевым вокзалам на вашем пути с .
Некоторые станции белорусской ж/д, расположенные возле государственной границы с Украиной, Польшей, Литвой и Латвией, находятся в погранзоне. Билет до таких станций можно купить только при наличии квитанции об оплате пошлины (для граждан РБ) или пропуска в погранзону (для иностранцев).
При выдаче билета пассажиру до пунктов, расположенных в пограничной зоне, на обратной стороне билета указывается номер пропуска, выданного подразделением пограничной службы, или документа на право выезда без пропуска в пограничную зону, фамилия и инициалы пассажира. Эти данные заверяются подписью билетного кассира и штампом станции.
Пригородные поезда повышенной комфортности на сленге называются попугаямиили экспрессами. Подразделяются на электрички и дизель-поезда повышенной комфортности. В расписании на вокзале обозначаются номерами 801-898. Экспрессы обычно останавливаются только на крупных станциях, их скорость заметно выше, чем у обычных пригородных поездов. Билеты на такие поезда нужно покупать в кассах поездов дальнего следования. В Беларуси существует только шесть поездов повышенной комфортности.
К сожалению, в целях экономии времени, порой выбирать тип поезда не представляется возможным.
Общественный транспорт
Представлен трамваями, троллейбусами, автобусами, метро, маршрутными такси, поездами.
Наземный транспорт в столице ходит до двенадцати или до часу ночи, в областных центрах — до полуночи. Транспорт ходит строго по расписанию, как в Евросоюзе. Расписание всех маршрутов всегда висит на остановке, в Минске его можно посмотреть также в интернете на сайте компании «Минсктранс».
На некоторых городских автобусах и троллейбусах висит табличка «Маршрут высокой культуры обслуживания». Это наследие Советского Союза — раньше такие таблички были везде на одной шестой части суши.
Багаж, не подлежащий дополнительной оплате, должен иметь размер не более 20x40x60 см.
С 1 апреля 2011 г. проезд в общественном транспорте в Минске стоит 850 рублей, в остальных городах — 700 рублей; в маршрутках — 1 200 рублей.
Трамвай на сегодняшний день есть только в Минске, Витебске, Новополоцке и Мозыре.
В Минске 11 маршрутов. Витебская трамвайная сеть — самая старая в стране — имеет 9 маршрутов, проходящих через центр, достигая окраин. В Новополоцке и Мозыре трамваи соединяют город с расположенными за десяток километров нефтеперерабатывающими заводами.
Использующиеся в стране трамваи выпущены в разных местах: есть и рижские РВЗ-6, и чешские Tatra Т6В5, и усть-катавские КТМ, и старые немецкие вагончики Duewag GT-8D из Карлсруэ (1969 г. выпуска!), и минские АКСМ производства завода «БелКоммунМаш».
Троллейбусыработают во всех областных центрах, а также в Бобруйске; в последнем лишь два маршрута, во всех остальных городах сеть очень развита. Так, в Минске 63 троллейбусных маршрута — почти в полтора раза больше, чем в Киеве, и примерно на треть меньше, чем в Москве. Подвижный состав представлен старыми советскими ЗИУ, новыми энгельсовскими TrolZa. единичным Киев-11 минской сборки, пятёркой днепропетровских ЮМЗ-Т1, минскими МАЗ и АКСМ различных модификаций. В Минске раньше каждый троллейбусный парк окрашивал машины в свой «фирменный» цвет (пятый парк — белые и синие полосы, четвёртый — красные, жёлтые и оранжевые полосы), немало их осталось и сейчас на улицах столицы. Новые троллейбусы в «фирменные» цвета уже не раскрашивают, а жаль.
Автобусы присутствуют в подавляющем большинстве городов страны, а также во многих посёлках городского типа. В Минске 166 городских автобусных маршрутов (почти вдвое больше, чем в Киеве). Марок — пёстрое разнообразие: в провинции встречаются во множестве старые «Мерседесы», «Вольво», «МАНы» и прочие, доставшиеся по линии гуманитарной помощи или купленные по цене металлолома в Западной Европе, а также советские «ЛАЗы», «Икарусы», «ЛиАЗы».
В Витебске по городскому маршруту ходят предназначенные для междугородных перевозок «Volvo» с мягкими высокими сиденьями. Бывало, что в целях эксперимента тот или иной город закупал редкие для СНГ модели автобусов (в Минске, например, это венгерские «Ikarus-415» и «Ikarus-435», турецкий «Mercedes-Benz 0345G», чешский «Karosa В741»). Одно время по столице ходили четыре купленных в 1994 г. двухэтажных автобуса MAN жёлтого цвета, они курсировали по коммерческому маршруту на самый большой городской рынок «Ждановичи».
С давних пор в Белоруссии освоено производство собственных автобусов. Это, в первую очередь, минские «МАЗы» и лидские «Нёманы»; также «Икарусы», выходившие новенькими из ворот минского предприятия «Амкодор» или после капремонта — со двора Гомельского ремонтного завода. Сегодня в Минске активно идёт обновление подвижного состава: старых «ЛАЗов», «ЛиАЗов», «Икарусов» уже не осталось — за ними отправляйтесь в провинцию.
Практически все автобусы в столице заменили на «МАЗы», как правило, зелёного цвета. Молодцы, поддерживают своего производителя!
Метро в столице открыли в 1984 году. На данный момент действует две линии: Московская — первая линия, на схеме обозначена синим цветом. 11 станций, 18 минут в пути от конечной до конечной. Автозаводская — вторая линия, на схеме красного цвета. 14 станций, 26 минут в пути от конечной до конечной.
Не в пример Москве, Питеру и Киеву минчане в кругу семьи и в компании живущих поблизости друзей линии метро предпочитают называть не по номерам, не по официальному названию и даже не по цвету, а так: «наша ветка» и «та ветка».
Новые станции строятся активно и сдаются всегда раньше срока, непременно — к Октябрьским праздникам. В 2011 г. намечена сдача 3-4 новых станций на первой линии. За 30 лет (1977 г. — вбита первая свая минского метро, 2007 г. — пущены две последние станции) построено 25 станций — почти по одной станции в год, это очень высокие темпы.
Вагоны стандартные — мытищинского и ленинградского заводов; на первой линии в составах по 5 вагонов, на второй — по 4. Метро начинает работать в 5:35, последние рейсы с конечных — в 1:02. Интервал движения — полторы минуты в часы пик, две с половиной минуты днём не в час пик. С 23:00 поезда ходят раз в 10 минут. Согласно статистике, минское метро — самое быстрое среди всех метрополитенов СНГ.
Для оплаты проезда используются: фиолетовые жетоны — пластиковые с металлическим сердечником, пластиковые проездные — карты с магнитной полосой и пластиковые проездные — карты бесконтактного действия. Засоряющих станции картонок, как, например, в Москве, нет. Жетоны используются уже 17 лет.
Карты с магнитной полосой нужно провести через валидатор, карты бесконтактного действия — просто приложить к нему (срабатывает и через кошелек). При покупке проездного за магнитную карту нужно заплатить 500 руб. залога, а за бесконтактную — 2 000 руб.; когда проездной закончится, залоговую стоимость можно вернуть.
Маршрутки. Если бедные и отсталые страны решают вопрос пассажирских перевозок за счёт одних только частников-маршруточников, то в развитых государствах, к числу которых принадлежит и Беларусь, ситуация принципиально иная. Муниципальный транспорт здесь составляет частникам сильную конкуренцию: больших комфортабельных автобусов во всех населённых пунктах страны гораздо больше, чем маршруток.
В столице маршрутные такси ходят примерно по 70 городским маршрутам. Курсируют они и в других белорусских городах. Микроавтобусы представлены как отечественными «Богданами» (выпускаются в Черкассах и Гомеле) и «Газелями», так и западноевропейскими марками — «Мерседес», «Пежо», «Фиат», «Форд» и др. Проезд, в городских маршрутках стоит в среднем в два-три раза дороже муниципального транспорта. Водитель в маршрутке обязан выдать кассовый чек. Этот чек, равно как и талончик в муниципальном транспорте, — доказательство факта вашего проезда при наступлении страхового случая.
Железная дорога в некоторых больших городах тоже используется для передвижения по городу. В Гомеле существуют специальные внутригородские дизель-поезда, ходящие по кольцевому маршруту. Внутригородской пригородный поезд существует также в Могилёве.
В Минске уже несколько лет обещают сделать внутригородские электрички, которые бы ходили от одного конца города к другому, но пока проект не осуществлён. Впрочем, в пределах столицы находится дюжина станций и остановочных пунктов, на которых можно сесть в пригородную электричку и в пределах города же выйти. Жителям некоторых районов добираться из центра до дома удобнее именно электричкой.

ОПЛАТА ПРОЕЗДА В НАЗЕМНОМ ТРАНСПОРТЕ
Для оплаты проезда в наземном транспорте в столице используется 5 типов одноразовых билетов:
Билет на обычные маршруты, на которых с апреля 2011 г. красуется главная новая достопримечательность Минска — Национальная библиотека (можно оставить как сувенир). Цена — 900 рублей. Такой билет можно приобрести в любых государственных магазинах (продовольственных и промтоварных), кассах метро, киосках «Минсктранс» и «Белсоюзпечать», отделениях связи «Белпочта» и «Белтелеком».
Билет на обычные маршруты, продаваемый водителем. Выполнен в розово-фиолетовых тонах с изображением ансамбля привокзальной площади. Этот билет можно использовать не только в том транспорте, где вы его купили, но и в любом другом автобусе/троллейбусе/ трамвае (кроме маршрутов «экспресс»). Цена — 1 000 рублей.
Билет на маршруты экспресс. Выглядит похоже на два вышеупомянутых типа билетов, только нарисована дополнительно буква «Э». Продается в киосках. Цена — 1 500 рублей.
Билет на обычные маршруты, продаваемый кондуктором в салоне, доминирующий цвет — зелёный. На обратной стороне красными буквами на белом фоне написано: «Распаўсюджваецца i пагашаецца кандуктарам толькі ў транспартным сродку. Прыемных вам паездак! » Этот билет нельзя использовать на другом маршруте. Цена — 900 рублей.
Билет на маршруты «экспресс», продаваемый кондуктором в салоне. Этот билет нельзя использовать на другом маршруте. Цена — 1 500 руб.
Если в салоне нет кондуктора, то билеты продаёт водитель.
Автобусы «экспресс» существуют только в Минске (их можно отличить по трёхзначному номеру вида 5хх, единственное исключение — 118э).
Стоимость проезда в минском наземном транспорте, как уже было выше сказано, — 900 рублей. В областных центрах проезд дешевле, чем в столице, — 800 рублей, в райцентрах — столько же или ещё чуть дешевле. Билет у водителя в Минске стоит 1 000 руб., в других городах — обычно 850-900 рублей.
Можно также приобрести проездные билеты — декадные или месячные.
Стоимость штрафа за безбилетный проезд — 0,2 базовой величины, т. е. 7 000 руб. В Гомеле и кое-где ещё компостеры работают через электрореле, и если водитель видит на остановке группу контролёров-ревизоров, то простым движением руки отключает компостеры в салоне: не пробил талон вовремя — попался! Контролёры встречаются во всех городах Беларуси, и они очень строгие — так просто не отцепятся, могут вызвать милицию.

За рулём
Парк автомобилей в Белоруссии находится в весьма приличном состоянии. Старых советских авто осталось довольно мало — в соседней Украине, к примеру, их гораздо больше. Большинство белорусов ездит на неплохих европейских машинах, правда, не новых. Автомобилей класса «люкс» стоимостью в сотни тысяч долларов вы здесь практически не увидите.
Парковка на тротуарах, наглая езда автомобиля по встречной в Белоруссии не распространена. Водители уступают дорогу пешеходам, это норма даже в Минске. Не притормозивших перед «зеброй» нещадно штрафуют инспектора движения.
Посты ГАИ на дорогах страны ликвидированы почти все, а те, что остались, — как правило, недействующие. В некоторых открыты кафе.
Многие белорусские города, стоящие на трассах, имеют объездную — это удобно для транзитного перемещения. Как правило, объездные эти небольшие, до города от них всего несколько километров. Самые большие объездные дороги имеют: Минск на трассе М1/Е30 (от поворота на Борисов до развилки у Дзержинска — 120 километров), Гомель на трассе М8/Е95 (44 км), Бобруйск (на участке М5 — 34 км). Некоторые города имеют даже по две объездных, как, например, Минск: большая объездная на М1/Е30 и МКАД вокруг самого Минска. Гомель имеет объездную по М8/Е95 и малую объездную, соединяющую М8 и М10.
Дороги Беларуси подразделяются на следующие группы: Е — дороги международной сети, М — магистральные дороги республиканского значения, Р — прочие дороги республиканского значения, Н — прочие дороги местного значения.
Покрытие дорог даже в сельской местности вызывает приятный восторг и становится поводом многократных восклицаний типа «а почему у нас не так?». Дорожные указатели стоят достаточно часто, на видных местах. На основных магистралях сделан дубляж на английском языке. В сельской местности могут возникнуть незначительные затруднения с чтением названий населённых пунктов, но местные жители с охотой подскажут верное направление.
Вдоль дорог, в том числе местного значения, много чистых благоустроенных стоянок для отдыха, возле которых можно установить палатку. Мотелей, кемпингов, да и вообще иного варианта ночлега вдоль дорог нет. Исключение — трасса М1, да и то лишь в районе Минска есть 2-3 гостиницы. Остаётся ночевать в машине или сворачивать в города.
В случае поломки машины белорусские водители охотно предлагают посильную помощь.
Автостоп
Передвижение на попутном транспорте в Беларуси популярно. На попутках ездят как многочисленные студенты и работающие, возвращающиеся в конце недели домой из большого города в провинцию, так и путешественники-автостопщики, развивающие и пропагандирующие движение автостопа.
Для остановки попутной машины используются следующие жесты: 1) рука вытянута параллельно дороге, ладонь сжата в кулак, большой палец оттопырен вверх; 2) рука вытянута параллельно дороге, ладонь расположена горизонтально; 3) рука слегка согнута в локте, ладонь раскрыта навстречу машинам.
Конкурентами автостопщиков являются люди, ездящие на попутках от случая к случаю, и почти всегда — между двумя избранными населёнными пунктами (например, дом и место учёбы), часто используют таблички — на листе бумаги или картона пишут название города, в который они едут. Также они активно машут рукой проезжающим машинам, за что их прозвали «тюленями».
Такие люди предпочитают ловить попутки у остановок общественного транспорта. Когда останавливается машина, к ней подбегает сразу несколько человек (порой до десятка) — выяснять, возьмёт ли их водитель в попутчики. На выездах из городов нередко собирается по нескольку десятков «тюленей», вечером в пятницу на выезде из Минска, Гомеля можно наблюдать до сотни таких локальных стопщиков. Картина, надо сказать впечатляющая!
Автостопщики Беларуси не имеют какой-либо единой униформы, но отдельные путешественники со стажем используют яркие светящиеся комбинезоны или обычную яркую одежду и обшитые СОПами рюкзаки. Среди «кадровых» автостопщиков таблички не популярны: из-за них отсеивается значительная часть полезных машин, которые следуют в попутном направлении, но не доезжают до города, название которого написано на табличке.
Единственный в стране автостопный клуб — команда экстремальных путешествий «Sky Division». Клуб устраивает автостопные гонки, международные экспедиции, различные походы, организует автостопный слёт «Белорусская Эльба». Узнать о готовящихся проектах и просто почерпнуть полезную информацию можно на сайте и .livejoumal.com/by_autostop.
Среднее время ожидания машины в Беларуси примерно такое же, как и в России. На крупных магистральных трассах останавливаются (в пересчёте на десяток проезжающих автомобилей) не очень часто, но по причине плотного трафика попутную машину долго ждать не приходится. На локальных трассах автомобилей меньше, зато подбирают там лучше. На совсем глухих дорогах с большой вероятностью остановится первая же проезжающая машина: людям в глубинке очень интересно, кто это стоит на обочине с рюкзаком и чего его сюда занесло.
Стоит учитывать явление «волны» — большого количества машин, едущих в определённые часы. Например, с 7:00 до 9:00 поток авто из пригородов движется к большому городу, а в 17:00-19:00 часов — обратно; пятничным вечером водители массово выезжают из больших городов, а воскресным вечером — возвращаются обратно. Также много машин выезжает в провинцию на праздники, но в них часто не бывает свободных мест.
На магистральных трассах (имеют обозначение М и Е) трафик круглосуточный. Наибольшее количество машин — на трассе М1/Е30 Брест-Москва, а вот по дорогам М10 Кобрин – Гомель — Брянск, Е85 Вильнюс – Слоним – Кобрин — Ковель и М8/Е95 Чернигов — Гомель – Витебск — Невель ехать хуже, чем по остальным магистралкам. По прочим дорогам республиканского значения (Р-трассы) хороший трафик днём (нередко — международный, как, например, на трассе Р63 Борисов — Вилейка — Ошмяны), однако ночью машины исчезают почти полностью.
Некоторые белорусские дороги P-класса и в дневное время лишены нормального трафика. Это, в первую очередь, относится к тем старым, царского времени дорогам, которым в советское время построили качественную и скоростную альтернативу. Например, старая дорога Р86 из Вильнюса на Витебск на участке Мядель – Докшицы – Лепель — Чашники-Сенно очень пустынна, машин тут чрезвычайно мало (дальних нет совсем), и за день по ней можно проехать попутно лишь какую-нибудь сотню километров.
В связи с постройкой новых трасс также утратили своё значение дороги Р110 Глубокое – Поставы — Лынтупы, Р29 на участке Докшицы – Ушачи — Полоцк, Р47/Р78 Пружаны – Порозово — Волковыск, Р30/Р38 Гомель – Ветка – Чечерск — Краснополье, Р120 Белыничи — Быхов и некоторые другие. На некоторых участках этих и других Р-трасс до сих пор нет асфальта. При прокладке маршрута старайтесь не ездить по ним.
При использовании магистральных трасс можно за день проехать 500-700 км (например, съездить из Минска в Гомель или Брест и обратно), за сутки — от Бреста добраться до Москвы. Трасса Минск-Киев занимает целый день. Минск-Питер летом можно проскочить за день — с раннего утра до полуночи, зимой ехать значительно дольше. На хороших Р-трассах за день можно проехать 300-400 км, причём по пути ещё бегло осмотреть города и деревеньки встречающиеся по пути.
Не стоит забывать, что зимой и во время сильных дождей скорость передвижения, естественно, падает. Да и стопить попутки в это время не совсем приятно.
ПЛАТНАЯ ДОРОГА М1
В пределах Беларуси проезд по трассе М1/Е30 Москва — Брест платный: на дороге установлены 4 платежных терминала, взимающие плату за проезд со всех иностранных автомобилей и с большинства белорусских грузовиков. Для легковой машины проезд обойдётся около 4 долларов. С водителя иностранной фуры возьмут за проезд от границы до границы 50 евро, но это окупается действительно хорошим качеством дороги и скоростным режимом. В отличие от России главная дорога страны нигде не пересекает линию ж/д, не проходит насквозь через города, а количество деревень и пешеходных переходов на М1 можно пересчитать по пальцам. Нетрудно пересечь страну при движении с Брестской или Гродненской таможни на восток за 8-9 часов езды. От Москвы до границы 461 км, до Минска — 721 км.
Автодорога М1 Москва — Брест на всём протяжении представляет собой четырёхполосное шоссе (по два ряда в каждую сторону) с незначительным количеством населённых пунктов. Все города (Одинцово, Можайск, Гагарин, Вязьма, Сафоново, Ярцево, Смоленск, Орша, Толочин, Борисов) остаются в стороне от шоссе. Разрешённая скорость движения для легковых автомобилей — 110 км/ч в РФ, 120 км/ч — в Беларуси. Посты ГАИ на белорусской стороне отсутствуют, но порой бывает много инспекторов с видеокамерами.
На государственной границе между Россией и Белоруссией пограничного контроля нет. На постах есть таможня (проверяют грузовые машины, легковые не досматривают), пункты по продаже автостраховки (российская и европейская «зелёная» карта), обмен валют и пункт ветеринарного контроля, .
Платёжные терминалы — удобные позиции для голосования: в темноте дорога освещается фонарями, а машины останавливаются для оплаты. Чтобы избежать оплаты за проезд, водители-дальнобойщики нередко едут в объезд. Так, платёжку у российской границы объезжают по крюку Смоленск – Рудня – Лиозно — Орша или же вовсе едут на Минск через Витебск по более узкой и медленной М3, таким образом минуя ещё и платёжку у Борисова. Если вы едете автостопом из Москвы в Минск, ваш водитель может поехать именно таким путём. А вот платёжку у Столбцов почти не объедешь: на небольших локальных дорогах большой фуре ехать трудно, а бесплатной альтернативы P -класса нет.
Сообщение поездами через границу
Для каждого направления указаны: участок, количество рейсов в день пригородными, маршрут следования, по возможности — принадлежность поездов. Местные и дальние поезда приведены с общим и/или сидячим вагоном, либо моторовагонные; для таких поездов указана нумерация.
Принадлежность поездов и станций железнодорожным компаниям: БЧ — Беларуская чыгунка (как правило, не указывается), РЖД — Российские железные дороги, УЗ — Укрзалізниця, LDz — Latvijas Dzelzcels, LG — Lietuvos Gelezinkeliai, PKP — Polskie Koleje Panstwowe
Россия.
Полоцк — Невель: 1 Алеща — Великие Луки, 1 Алеща — Новосокольники (все поезда РЖД).
Витебск — Невель: между станциями Езерище БЧ и Невель-2 РЖД нет ни пригородных, ни местных поездов. Единственный поезд с сидячим вагоном — 084 Гомель — Санкт-Петербург, через день.
Витебск — Смоленск: 2 Витебск — Рудня (поезда БЧ).
Орша — Смоленск: 1 Орша — Смоленск, 1 Орша — Красное (поезда БЧ).
Кричев — Унеча: 1 Кричев — Унеча (принадлежность неизвестна).
Украина.
Гомель — Чернигов: пригородных нет между станциями Кравцовка БЧ и Горностаевка УЗ. Есть поезд БЧ 854 Гомель — Чернигов.
Гомель — Бахмач: между станциями Тереховка БЧ и Щорс УЗ пригородных нет. Есть местные поезда БЧ 856, 858 Гомель — Щорс.
Йолча — Чернигов: 2 Йолча — Чернигов (поезда УЗ, каждый 4 раза в неделю — ср, пт-вс).
Йолча — Семиходы: поезда УЗ Славутич — Семиходы проходят по Беларуси без остановок.
Калинковичи — Овруч: между станциями Словечно БЧ и Выступовичи УЗ пригородных нет. Есть поезд 330 Барановичи — Житомир.
Лунинец — Сарны: 1 Горынь — Сарны (поезд УЗ), 1 Барановичи — Удрицк (поезд БЧ).
Брест — Ковель; 4-5 Брест — Заболотье, 1 Хотислав — Заболотье (все поезда БЧ).
Польша.
Брест — Хелм: на некоторых современных картах линия ошибочно показана как сквозная, на самом деле мост через Буг, взорванный во Вторую мировую войну, не восстанавливался. На обоих берегах тупиковая конечная станция Влодава, восстановление линии не планируется, в том числе из-за разной ширины колеи.
Брест — Седльце: 2 Брест — Тересполь (поезда БЧ).
Брест — Черемха: 2 Высоко — Литовск — Черемха (поезда РКР).
Волковыск — Белосток: участок между станциями Берестовица БЧ и Зубки РКР законсервирован.
Гродно — Белосток: Гродно — Кузница, Гродно — Белосток (все поезда РКР, следуют без остановок в Беларуси).
Латвия. Полоцк — Даугавпилс: пригородные поезда БЧ достигают станции Бигосово, далее до ст. Даугавпилс LDz пассажирского сообщения нет.
Литва.
Поречье — Друскининкай; пригородные поезда БЧ достигают станции Учитель непосредственно перед границей, далее линия разобрана полностью.
Поречье — Вильнюс: пригородные поезда БЧ достигают остановки Узбережь непосредственно перед границей, далее линия разобрана до станции Марцинконис LG. Разобранный участок — двухпутный, является частью одной из старейших магистралей Российской Империи Санкт-Петербург — Двинск (нынешний Даутавпилс) — Варшава.
Лида — Вильнюс: между станциями Беняконе БЧ и Шальчининкай LG поездов нет.
Молодечно — Вильнюс: между ст. Гудогай БЧ и Науйойи — Вильня LG пригородных нет. Есть поезда 301 Минск — Вильнюс, 305 Могилёв — Вильнюс.
Годутишки (Адутишкис) — Диджясалис: линия разобрана. Станция Годутишки примечательна тем, что имеет два вокзальных здания, принадлежащих разным странам и расположенных по разные стороны железной дороги, а граница проходит вдоль пассажирской платформы посередине неё. Это один из самых оригинальных объектов ж/д транспорта в Беларуси, привлекающий туристов и фотографов из разных стран. Добраться можно на поезде 689/690 из Витебска.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.