КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО БЕЛОРУССИИ

Взято с 4males.ru .

Первые предпосылки для развития белорусской культуры возникли в XIV в., в период стремительного развития товарно-денежных отношений и международных связей. Тогда же начинается формирование белорусской народности. Последнему в немалой степени способствовало появление новой прослойки общества — мещанства. Первый виток развития белоруской культуры относят к концу XV-XVI в., когда мещане, часть духовенства и правящих кругов начали приобщаться к образованию в Европе.


Но всё же культура Беларуси, уходящая корнями в языческие верования и обряды, поддерживаемая христианскими подвижниками и святыми, тянущаяся к лучшим европейским образцам эпохи Просвещения, пустившая ростки современного искусства лишь в XIX в. распустилась яркой плеядой талантливых художников, литераторов, музыкантов. Пресловутое место Пересечения традиций Востока и Запада, византийского православия и римского католицизма не только стало причиной своеобразия культурных традиций, но и долгое время питало неуверенность белорусов в богатстве и уникальности своих традиций. Талантливейшие представители нации и их творения причислялись то к польской или европейской культурной традиции, то к русскому, а позже — советскому искусству. Гениальные мастера Франциск Скорина, Адам Мицкевич, Марк Шагал признавались во всём мире, кроме их неуместно скромничающей родины, как бы не имевшей права гордиться своими сыновьями. В послесоветские десятилетия посте пенно происходит возрождение самосознания белорусов, пишутся научные работы, раскрывающие неизвестные ранее страницы истории и культуры страны, возводятся памятники, открываются музеи. Но к крайнему национализму это вряд ли приведёт: белорусы — слишком миролюбивый и толерантный народ, чтобы делить писателей или художников на «своих» и «чужих», отделяя свою культуру от общеславянской или европейской, отгораживаясь от стран-соседок. Путешествуя по стране или читая об истории произведений искусства, русский или украинец не раз удивится, как удивительны хитросплетения судьбы восточнославянских народов, как самобытна и в то же время открыта Беларусь для культурных «ветров» со всех сторон света.

СЛАВЯНСКИЙ ПЕРВОПЕЧАТНИК
Франциск Скорина (Францішак Скарына) — один из величайших деятелей эпохи Просвещения в Беларуси, основатель первой типографии у восточных славян и издатель первых книг на старобелорусском языке. Франциск Скорина является для белорусов символом просвещения, человеком, который перевёл Библию на родной язык (причём сделал это раньше, чем М. Лютер в Германии).
Франциск Скорина родился примерно в 1490 г. в Полоцке в купеческой семье. Закончил Краковский университет со степенью бакалавра в 1506 г., после чего продолжил обучение на медицинском факультете, а в 1512 г. получил степень доктора медицинских наук в университете Падуи (Италия). В «Зале Сорока» этого университета находятся портреты сорока величайших выпускников. Среди них второй после Галилея — Франциск Скорина. А ведь он там даже не учился, а лишь защищал докторскую степень! Скорина путешествует по Европе, а в 1517 открывает типографию в Праге и издаёт свою первую книгу — Псалтырь. Затем каждый месяц два года подряд из-под его печатного станка выходят Библии. Каждая Библия была переведена с латинского на старобелорусский язык и потрясающе оформлена: снабжена множеством иллюстраций, с разнообразными декоративными шрифтами и заставками. Уникальность каждой книги ещё и в том, что Скорина поместил в каждую сложный по композиции и символическому смыслу автопортрет; как теперь его называют — «Луна Солнечная».
В 1520 г. Скорина возвращается на родину в Великое княжество Литовское и открывает первую на территории восточных славян типографию в Вильне. Там выходят «Малая подорожная книжка» (1522) и «Апостол» (1525). После 1525 г. первопечатника преследуют неудачи: один за другим умирают меценаты, помогавшие в издательском деле, в 1529 г. умирает старший брат; оставив все свои долги на Франциска, за которые в 1932 г. его сажают на 3 месяца в тюрьму. Но в дело вмешивается великий князь и король Сигизмунд I, который не только снимает все обвинения, но и дарует Франциску Скорине принадлежность к шляхетскому (дворянскому) сословию. В то время это означало защиту от любых судебных преследований, арестов, полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб. В 1534 г. Скорина отправляется в православное Московское княжество, однако поездка закончилась трагически: католика Скорину изгоняют> а книги публично сжигают. Кстати, до сих пор ведутся споры, к какой конфессии принадлежал Скорина: к православной, католической или даже, возможно, к протестантской. Последние годы жизни белорусский первопечатник провёл при королевском дворе в Праге, практикуя как врач или как садовник, что в точности неизвестно. По одной из легенд, Франциск Скорина основал знаменитый сад на Градчанах. Умер Франциск Скорина около 1551 г., место захоронения неизвестно.
В современной Беларуси имя Франциска Скорины носят учебные заведения, «Объединение белорусского языка» («Таварыства беларускай мовы»), а также главная государственная награда — орден Франциска Скорины. В 1991 г., на волне национального возрождения, главный проспект страны стал носить имя этого выдающегося и, несомненно, одного из важнейших исторических деятелей Беларуси. Однако уже в 2005 г. личным приказом президента А. Лукашенко проспект был переименован в проспект Независимости.
Литература
Первой рукописной книгой на территории Беларуси считается созданное в XI в. «Туровское евангелие», выведенное на пергаменте (по особому обработанная телячья кожа) с красивыми цветными заставками. Но письменность появилась на белорусских землях гораздо раньше, о чем свидетельствуют, например, найденные в Витебске и Мстиславле берестяные грамоты. Оригинальные документально-художественные произведения появляются несколько позже и причисляются к христианской культурной традиции: «слова-притчи» туровского епископа Кирилла, жившего в середине XII в., принесли ему славу «Златоуста» на всей Руси. Основным жанром средневековой литературы были повествующие об исторических событиях летописи (белорусско-литовская летопись 1446 г., «Радзивилловская летопись»), авторы которых неизвестны.
Особую роль в распространении культуры играло печатное дело. Символом эпохи Возрождения стал уроженец Полоцка Франциск Скорина, первым переведший Библию на церковнославянский язык белорусской редакции и издавшим её в 1517 г. в Праге. Дело его продолжил Симеон Будный (Сымон Будны), отпечатавший в XVI в. свой «Катехизис» в типографии на белорусских землях — в Несвиже.
Литературная традиция брала начало не только в христианском учении и символах веры, но и в народной традиции и фольклоре. Многое о жизни простых крестьян можно почерпнуть из анонимных (авторство до сих пор однозначно не выяснено) поэм «Энеида наоборот» («Энеида навыварат») и «Тарас на Парнасе» — это первый образец белорусского народного языка, лёгшего в основу современного литературного в XIX веке. Белорусский фольклор активно использовал в своём творчестве польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич (1789—1855 гг.). Первым классиком новой белорусской литературы признан драматург В. Дунин-Марцинкевич — автор пьесы «Селянка» («Идиллия»), где отразились реалии современной писателю жизни: крестьяне в его произведении говорят на белорусском языке, а помещики — на польском.
Отдельные немногочисленные авторы произведений белорусской литературы сменяются в начале XX в. мощным потоком ярких представителей интеллигенции, открывающих для себя и для читателя богатства культуры Беларуси в своих романах, поэмах, стихах. Самые яркие их представители до сих пор остаются главными «песнярами» страны: Якуб Колас, Янка Купала, М. Багданович, Алоиза Пашкевич, известная под псевдонимом Цётка. Главными темами для белорусских писателей советского времени были сюжеты из истории народа (В. Короткевич, романы «Колосья под серпом твоим», «Христос приземлился в Городне», «Чёрный замок Ольшанский», повесть «Дикая охота короля Стаха») и события недавних дней — ужасы Великой Отечественной войны (повести Василя Быкова, И. Шамякина, И. Мележа). Современные белорусские литераторы не только продолжают традиции классиков, но и обращаются к новым для белорусской литературы темам и течениям.

Архитектура
Простота древних церквей, изыски средневековых замков, монументальность советской застройки и футуристичность современных зданий как ничто другое отражают открытость белорусской культуры всем веяниям и традициям.
Первым в хронологическом порядке пришёл на белорусские земли вместе с православием византийский стиль. Объёмные купола и арки Полоцкого Софийского собора (позднее перестроенного в стиле барокко), Спасо-Евфросиниевской церкви, Каложской (Борисоглебской) церкви в Гродно поражали своим величием верующих уже в XI-XII веках. Другой стороной жизни средневековых княжеств была необходимость постоянно держать оборону от неприятелей. Для этого как нельзя лучше подходили замки в западно-европейском романском стиле. К сожалению, от массивных и суровых замков в Креве, Новогрудке и Лиде сейчас сохранились только фрагменты стен и укреплений, правда, Лидский замок отстраивают фактически заново невиданными темпами.
На смену романскому стилю в XIV-XV вв. приходит готика с остроконечными башнями, узкими окнами-бойницами, стрельчатыми арками. Ярких примеров этого стиля в Беларуси осталось немного, да и те сохранившиеся подверглись неоднократным перестройкам, например, Троицкий костёл (1472 в.) в деревне Ишкольдь (Ішкальдзь) в 36 км от Барановичей. Образцом позднеготического стиля является церковь-крепость в Сынковичах (15 км на запад от Слонима). Строили её особым, характерным для того времени способом: леса не использовались, строители возводили стены высотой в метр, потом подсыпали с двух сторон земли и продолжали работу, а готовое сооружение потом буквально выкапывали из-под слоя грунта.
Белорусская шляхта и магнаты, стараясь не отставать от модных европейских тенденций, строили богатые замки, приглашая для работы мастеров из-за границы. Резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапег в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно представляют собой уникальные образцы дворцово-парковых ансамблей того времени. Именно эти роскошные строения и составляют сейчас гордость не только местной, но и мировой архитектуры: Мирский и Несвижский замки включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особую роль в архитектурном облике белорусских городов сыграло барокко, получившее название «виленского» (Вильно тогда считалось белорусско-литовской столицей). Ажурные башни, сужающиеся вверху, украшали не только фасады церквей и кальвинистских костёлов, но и городские ратуши — главные приметы населённых пунктов, имеющих право на самоуправление. Новым явлением XIX в. стало широкое использование типичных городских проектов с симметричной застройкой, что не было характерно для Беларуси до присоединения к Российской Империи. Крупнейшим архитектурным памятником этого времени стал дворцовый комплекс графа Румянцева в Гомеле, построенный в стиле классицизма. Влияние романтизма наиболее чётко прослеживается в планировке пейзажных парков со свободной композицией, искусственными гротами, руинами, водными каскадами.
В XX в. Беларусь вошла со всем многообразием модных тогда архитектурных форм и их вариаций: в планировке и украшении зданий использовались неоготика, необарокко, неоклассицизм и др. Примером неороманского стиля стал наиболее известный памятник, сочетающий мотивы романской и готической архитектуры, — Костёл Св. Симона и Елены в Минске (Красный Костёл).
В советское время в архитектуру белорусских городов неожиданно удачно вписался монументальный сталинский ампир: видными творцами нового облика столицы и областных центров стали И. Лангбард, 3. Азгур, А, Бембель. Современные архитектурные шедевры отлично совпадают с общемировыми тенденциями постмодернизма — чего стоят только здания железнодорожного вокзала и Национальной библиотеки в Минске!

Музыка
Древний музыкально-поэтический фольклор был важнейшей частью культуры не только белорусов, но и всех славян. Традиции живы и по сей день — на концертах хоровых музыкальных коллективов или народных гуляньях можно послушать колядные, масленичные, купальские, жатвенные, крестинные, свадебные и другие обрядные песни. Среди народных инструментов распространение получили дуда, жалейки, гудок, лира, скрипка, басетля (род виолончели) и цимбалы. В средние века и эпоху Возрождения центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов, а сами представители дворянства увлекались написанием музыкальных произведений (опера «Агатка» С. Радзивилла). Начало XX века — расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета.
В современной Беларуси работают Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Государственный ансамбль танца и другие. В советские времена по всей стране были популярны белорусские коллективы «Песняры» и «Сябры», и сейчас собирающие залы. Что касается современного музыкального творчества, то многие белорусы «заслушиваются» представителями российской музыки. Из местных музыкантов известности за пределами страны до бились группы «Би-2», «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы!».
Театр
Своё начало белорусское театральное искусство берёт в народных обрядах и играх, в творчестве бродячих актёров. В XVI в. возник кукольный театр «батлейка», представления которого разыгрывались на рыночных площадях во время ярмарок и церковных праздников: отсюда и традиционные сюжеты — о рождении Иисуса Христа, Пасхе. Сейчас традиции народных представлений продолжают многие профессиональные и любительские театры.
Широкое распространение в XVI-XVIII вв. получил школьный театр при иезуитских коллегиумах, несущий функцию обучения иностранным языкам (во время игры на сцене) и носящий поучительный характер. В первой половине XVIII в. в городах и поместьях открываются частные театры магнатов, некоторые из них достигли профессионального уровня.
Важное значение для развития театрального искусства Беларуси имела деятельность драматурга, актёра и режиссёра В. Дунина-Марцинкевича, в середине XVIII в. начавшего работу по созданию белорусского профессионального театра. Начало XX в. — новый этап в развитии белорусского сценического искусства: открывается целый ряд театров, в жанре драматургии плодотворно работают многие известные белорусские авторы (Купала, Колас, Алехнович и др.). Перед началом Великой Отечественной войны в Беларуси работали 23 театра.
В настоящее время в стране насчитывается около 30 государственных театров, самые известные из которых — Национальный академический театр оперы и балеты, Национальный академический театр имени Янки Купалы, Драматический театр имени М. Горького. Регулярно проводятся фестивали, драматургические конкурсы, смотры сценического искусства (международные фестивали «Панорама» и «Белая вежа»).
Народные промыслы
Несколько веков назад простой крестьянин ходил в домотканой одежде из льна, украшенной разве только национальными узорами-оберегами, плёл лапти, делал горшки из глины, вырезал деревянную посуду, гнал самогон. То, чем раньше белорусы зарабатывали себе на жизнь и что использовали в повседневном обиходе, в современном мире превратилось в милые безделушки, скупаемые туристами в качестве сувениров. Но разнообразие их так велико, а внешний вид так самобытен, что даже сейчас трудно недооценить значение таких промыслов и то мастерство, которого народные умельцы достигли за столетия непрерывных трудов.
Для Белоруссии, находящейся в лесной полосе Европы, практическая и художественная обработка древесины среди других видов ремесел всегда играла особую роль. Из этого доступного, лёгкого в обработке материала возводили жильё и хозяйственные постройки, мастерили мебель и транспортные средства, изготавливали орудия труда и посуду. Традиционная народная деревообработка характерна тем, что на протяжении времени не претерпела радикальных изменений. Зародившись ещё первобытнообщинное время, она и в XIX в. выделялась] древними формами и характерным декором. Для изделий, предназначенных и используемых в крестьянском хозяйстве, характерны простые геометрические узоры, символизировавшие растительные и животные формы, которым придавалось магическое значение.
В музее старинных народных промыслов «Дудутки», что под Минском, любознательные могут ознакомиться с большой коллекцией старинных инструментов из разных направлений деревообработки: верстаки XIX в., найденные сотрудниками музея в экспедициях, бондарные изделия, лодки-долблёнки (известный белорусский човен).
Гончарное ремесло на территории Белоруссии, как и на землях соседних славянских народов, было известно ещё со времён неолита. С появлением городов керамическое производство получает специализированный ремесленный характер: усложняется технология производства, появляются новые формы обработки керамики. Особенностью белорусского традиционного гончарства стало изображение из глины различных символических животных, музыкальных инструментов, игрушек и т. п.
Ещё одним традиционным белорусским промыслом с незапамятных времён было ткачество. В XVI-XVII вв. окончательно сложились основные типы одежды и других изделий, были выработаны виды орнаментов вышивки, дошедших вплоть до XX в., утвердились многие их названия. Заметные изменения в характере ткачества происходят в XVII-XVIII вв.: в это время шляхта и магнаты, стремясь к роскоши, активно ориентировались на привозные ткани из Европы и с Востока, что обусловило значительный толчок развития промышленного ткачества в Беларуси. Спрос на дорогие ткани способствовал созданию ткацких мануфактур в богатых магнатских поместьях... Несмотря на заимствовние форм организации производства из Западдной Европы, эти процессы не могли избежать влияния местных традиций. Наиболее известны мануфактуры в Кореличах, Мире, Альбе под Несвижем, принадлежавшие Радзивиллам, слонимские мануфактуры князей Огинских, а также принесшие белорусским ткачам наибольшую славу мануфактуры в Слуцке, знаменитые своими поясами. В крестьянской среде вплоть до начала XX в. основу ткачества составляло домотканое производство из льна и шерсти. Полотна ручного производства или вышивки ныне купить сложно, а если и найдёте, то будьте готовы соответствующе заплатить. Доступными по цене и приятными сувенирами станут изделия ткацких фабрик Кобрина и Толочина, Пружанского, Оршанского и Слонимского льнозаводов.
Стародавним распространённым и чисто народным белорусским ремеслом является изготовление различных предметов из таких широкодоступных материалов, как солома, лоза, береста, корень, камыш и т. д. Это природное сырьё в быту славян и других европейских народов использовалось ещё в глубокой древности, но из-за своей недолговечности образцы изделий не сохранились. Использование соломы в качестве материала для плетения относится к более позднему периоду и связано с расширением земледелия. Оно было обусловлено как широким культивированием пшеницы и ржи, что обеспечивало человека не только хлебом, но и соломой — прекрасным материалом, который не требовал специальной подготовки и всегда имелся в хозяйстве в достаточном количестве, так и почитанием хлеба и связанными с этим аграрно-магическими воззрениями древних землеробов. На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Произведения современных белорусских мастеров украшают экспозиции многих музеев Беларуси и других стран, но приобрести изделия из белорусской соломки можно в многочисленных сувенирных магазинах.

Кино
Белорусское и советское кино тесно связано с созданной в Ленинграде в середине 20-х гг. прошлого века киностудией «Беларусьфильм» (современное название было утверждено только в 1946 г.). Первый художественный героико-патриотический фильм «Лесная быль» был выпущен в 1926 г. режиссёром Юрием Таричем. Перед началом Великой Отечественной войны киностудия переехала в Минск. В 70-80-е гг. многие полюбившиеся впоследствии советским зрителям фильмы снимались именно здесь: «Кортик», «Приключения Буратино», «Белые росы» и многие другие. Современные реалии делают павильоны «Беларусьфильма» и улицы белорусских городов во всех смыслах очень привлекательными, особенно для российских режиссёров, снимающих телесериалы и недорогие киноленты («Каменская-5», «Жизнь взаймы» и др.). Самым значимым ежегодным событием киномира Беларуси является международный фестиваль «Лістапад», проходящий в столице каждый ноябрь с 1995 года.
Из последних кинопроектов отметим «Брестскую крепость» о первых днях борьбы за свободу Родины.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.